Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Афанасьевская средняя общеобразовательная школа"
с.Афанасьевка Алексеевского городского округа

Доступная среда

Согласно образовательной политике Российской Федерации «Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».

Доступная (или безбарьерная) среда в широком смысле — это среда, которая создает легкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, доступная среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних. Поэтому функциональная задача образовательной организации – найти способы решения обеспечить ту самую «безбарьерную, доступную среду».

Целью Государственной программы «Доступная среда» является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Для достижения этой цели необходимо решение нескольких основных задач. В частности, в сфере образования – это задача по созданию предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе и создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В связи с этим в МБОУ «Афанасьевская СОШ» приоритетными считаются: создание и развитие универсальной безбарьерной среды в учреждении, сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в рамках требований государственной программы «Доступная среда».

Сведения о приспособленных объектах для проведения практических занятий
В МБОУ «Афанасьевская СОШ» в 2021-2022 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в специально оборудованных кабинетах для проведения практических занятий. Учебные кабинеты оборудованы мультимедийными комплексами, включающими компьютер, принтер, проектор, экран.

Сведения о приспособленных библиотеках
Библиотека МБОУ «Афанасьевская СОШ» расположена на 1 этаже.
Электронные образовательные ресурсы, которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
•    Российская электронная школа (https://resh.edu.ru);
•    сервис «Виртуальная школа» (https://www.vsopen.ru);
•    интерактивная образовательная онлайн платформа «Образовариум» (https://obr.nd.ru/);
•    образовательный портал «Моя школа в on-line» (https://cifra.school/);
•    on-line-платформа Учи.ру (https://uchi.ru);
•    on-line школа «Фоксфорд» (https://foxford.ru/);
•    ЯндексУчебник (https://education.yandex.ru);
•    образовательная платформа «Лекта» (https://lecta.rosuchebnik.ru/);
•    и другие.
Образовательная пресса:
•    «Большая перемена»: сайт информационной поддержки Федеральной целевой программы развития образования;
•    «Учительская газета»;
•    Журнал «Вестник образования России»;
•    «Квант»: научно-популярный физико-математический журнал;
•    «Психологическая наука и образование»: электронный журнал.

Сведения об объектах спорта
В МБОУ «Афанасьевская СОШ» в 2022-2023 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в специальных объектах спорта.
На территории МБОУ «Афанасьевская СОШ» расположены стадион, универсальная спортивная площадка. В школе имеется спортивный зал, который имеет беспрепятственный доступ для маломобильных групп обучающихся.

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ «Афанасьевская СОШ» в 2022-2023 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в приспособленных средствах обучения и воспитания.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, при наличии данных категорий, обеспечит их участие, независимо от степени выраженности нарушений их развития, во всех воспитательных, спортивно-оздоровительных, досуговых и иных внеурочных мероприятиях. При необходимости может оказываться волонтерская помощь и консультации специалистов.
Возможно оказание психолого-педагогического сопровождения и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. (Педагог-психолог: Гвоздева Ольга Тихоновна)

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
  
http://www.gosuslugi.ru/      Государственная информационная система "Портал государственных услуг Российской Федерации"  
   http://gu.nnov.ru/              Государственная информационная система "Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области"     
   http://fgosreestr.ru/           Государственная информационная система "Реестр примерных основных общеобразовательных программ" 
    http://www.ege.edu.ru/   Информационная система "Официальный информационный портал единого государственного экзамена"  
 http://gia.edu.ru/             Информационная система "Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации" 
   http://predm.kpmo.ru       страница образовательных результатов сайта
  http://eurekadaily.com      Гиперссылка на данные из паспорта школы

Сведения об обеспечении  беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
Центральный вход в здание МБОУ «Афанасьевская СОШ»,  расположенной по адресу Белгородская обл., Алексеевский р-н, с. Афанасьевка , ул. Максима Горького, д. 43, оборудован парковкой для категории граждан с ограниченными возможностями. Лестницы оборудованы перилами, ступени обозначены контрастной лентой. При входе в здание имеется вывеска с названием школы, а также кнопка вызова помощи для маломобильных граждан. В вестибюле школы установлено информационные табло, имеется навигация, таблички Брайля.

Сведения о специальных условиях питания 

В  соответствии с установленными требованиями Санитарных правил созданы следующие условия для организации питания учащихся:
- предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (технологическим, холодильным, весоизмерительным), инвентарём;
- предусмотрено помещение для приёма пищи на 70 посадочных мест, с соответствующей мебелью;
- организовано 3-х разовое питание, бесплатный завтрак, дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатное питание при подтверждении получателем льгот.

Сведения о специальных условиях охраны здоровья
Медицинско-оздоровительные мероприятия по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляет фельдшер ФАП с. Афанасьевка Гасанова Александра Николаевна.

Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
В МБОУ «Афанасьевская СОШ» в 2022-2023 учебном году нет обучающихся, нуждающихся в специально оборудованных учебных кабинетах.
Учебные кабинеты оборудованы мультимедийными комплексами, включающими компьютер, принтер, проектор, экран.


Сведения об условиях для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
В МБОУ «Афанасьевская СОШ» интернаты и общежития отсутствуют.


Общая информация
Ответственный за работу по повышению доступности и качества образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ, организацию их профориентационной работы и содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью – заместитель директора Лопатина Юлия Анатольевна (тел. 8 (47 234) 5-67-31).

Основные документы, предусматривающие меры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1.    Госпрограмма «Доступная среда» на 2011-2025 годы» на портале государственных программ Российской Федерации.
2.    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 02.07.2021 №351-ФЗ).
3.    Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (от 11.06.2021 №170-ФЗ).
4.    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (с изм. на 27.10.2020 года).
5.    Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
6.    Письмо Минобрнауки России от 15.09.2015 № АК-2655/05 «По вопросу об отчислении обучающихся».
7.    Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
8.    Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании».
9.    Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
10.    Межведомственный комплексный план МТ РФ и МОиН РФ от 01.02.2016 № ЛОВЗ-07 «План мероприятий по вопросам развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2020».
11.    Письмо Минобрнауки России от 16.04.2014 № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн).
12.    Приказ Минкультуры РФ от 14 декабря 2015 г. № 3092 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг образовательных организаций, подведомственных Министерству культуры РФ» от 24.03.2017 г.
13.    Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн).
14.    Приказ Минобрнауки России от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования.
15.    Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2018 г. № 96О «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Полезные ссылки
•    Сервер органов государственной власти РФ
•    Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
•    Институт проблем инклюзивного образования
•    Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»
•    Издательство «Современные образовательные технологии» (сопровождение инклюзивного образования)
•    Клуб незрячих пользователей Интернет «Интеграция»
•    Сайт проекта «Равные возможности образования»(Главная цель портала — информировать Вас о современных разработках и достижениях в сфере образования. Может ли процесс обучения быть интересным? Как сделать качественное образование доступным каждому? Нам необходимо знать Ваше мнение. Присоединяйтесь!)
•    Центр Дистанционного Образования Белгородской области
•    Центр дистанционного образования детей-инвалидов при государственном образовательном учреждении общеобразовательной школе-интернате «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат».
•    Белгородская региональная организация Всероссийского общества слепых.

Инклюзивное обучение

Инклюзивное обучение — это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.

Инклюзивное обучение организуется посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования.

В ходе обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.

Формы работы

В системе работы используются следующие формы:
— проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы,

 — консультации родителей, подготовка рекомендаций, заключений на ПМПК;
— проведение малых педагогических советов, заседаний ПМПк;
— ведение карт развития детей;
— посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
— разработка методических рекомендаций учителю;
— диагностика учащихся;
— обследование школьников по запросу родителей;
— организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом, поэтому дети с ОВЗ находятся под постоянным наблюдением медицинских работников школы.

Условия для получения образования детьми

с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  

В качестве основной цели  в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в школе рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детьми-инвалидами на получение бесплатного образования;

  • организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;

  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей  учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов;

  • расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

В  школе  созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

  • школа реализует адаптированные  программы начального общего  образования  для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации данных образовательных программ возможно использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 

  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому и инклюзивное образование;

  • вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

  • в школе действует временный порядок предоставления государственной услуги в сфере образования для детей-инвалидов.

  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог и дефектолог;

  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;

  • в соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного обучения учителя проходят курсы повышения квалификации  по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов;

  • вход в образовательное учреждение доступен для лиц с ОВЗ, имеется кнопка вызова персонала для оказания помощи посещения образовательной организации;

  • тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений в образовательном учреждении отсутствуют;

  • в школе созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Помощь в перемещении ребенка-инвалида до помещения приема пищи при необходимости оказывает назначенный приказом директора школы помощник; 
  • в библиотеке образовательной организации нет в наличии специальных оборудованных мест, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Имеющаяся в учреждении библиотека подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном кабинете;
  • объектов физической культуры и спорта, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ограниченными возможностями здоровья в наличии нет;
  • в рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ, ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие. Доступ имеется во всех учебных кабинетах;
  • особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом  школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих;

  • в школе имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника, документ-камеры.

    Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными  возможностями здоровья

    В МБОУ «Афанасьевская СОШ» широко используются предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеоуроки. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. 
    В МБОУ «Афанасьевская СОШ» для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются следующие средства обучения и воспитания:
    Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.);
    Визуальные (зрительные):
    •    таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому, немецкому, французскому языкам, литературе, родным языкам, технологии, химии, начальным классам;
    •    карты по истории и географии;
    •    картины на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства;
    •    портреты (по всем учебным предметам);
    •    натуральные объекты (на уроке биологии);
    •    модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
    •    лабораторное оборудование – на уроках физики, химии, биологии.
    •    магнитные доски
    Механические визуальные приборы:
    •    микроскоп
    •    фотоаппарат
    Электронные образовательные ресурсы:
    •    мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии
    •    сетевые образовательные ресурсы
    •    электронные журналы и дневники
    Аудиальные (слуховые):
    •    музыкальный центр;
    •    наушники
    •    микрофон
    Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
    •    образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;
    •    презентации
    Средства, автоматизирующие процесс обучения:
    •    компьютеры;
    •    мультимедийное оборудование;
    •    проекторы
    Словесные:
    •    учебники;
    •    художественная литература;
    •    словари;
    •    учебные пособия

    Средства воспитания:
    1. Общение как средство воспитания
    2. Учение как средство воспитания
    3. Игра как средство воспитания

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
Мультимедийные средства, интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканеры, версия официального сайта школы для слабовидящих.
Оборудована комната психологической разгрузки: стол для рисования песком с подсветкой, тактильные ячейки.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированным программам не предусмотрено по причине отсутствия в школе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных технических средствах обучения. Имеющиеся учебные кабинеты подходят для занятий с детьми, ограничения здоровья которых позволяют заниматься в стандартно оборудованном учебном кабинете.
 

Поделиться страницей